www.pogodaiklimat.ru

СТАТЬИ

Глобальное потепление и Киотский протокол: за и против




8.12.2004

По данным НАСА, средняя температура на поверхности земли за период с 1860 по 1960 повысилась на 1.5%.Температура поверхности Земли повышается, увеличившись за ХХ столетие на 0.6 градуса по шкале Цельсия. В 1969 году она составляла 13.99 С, в 2000 году - 14.43С.

Последствия этого уже заметны. К примеру, в 1960-е годы толщина ледяного покрова в Северном Ледовитом океане достигала 2 м, в 2001 году толщина льда уменьшилась вдвое. За период с 1978 по 2002 год исчезло 9% арктических льдов. Согласно некоторым прогнозам, Северный Ледовитый океан в течение полувека может лишиться права называться "ледовитым", потому что лед полностью исчезнет. За последние десять лет Антарктида потеряла почти 3 тыс. кв. км. ледяных полей. В результате, уровень мирового океана в течение 20 века поднялся на 10-20 см.

Как сообщает информационное агентство Washington ProFile со ссылкой на подсчеты Центра экологических наук Мэрилендского университета, повышение уровня моря на 1 мм приводит к тому, что береговая линия отступает на 1.5 м. В XXI веке вода может подняться уже на 1 м, что вполне может повлечь исчезновение с карты мира некоторых стран, например, Голландии, Пакистана и Израиля, затопление большей части Японии и некоторых других островных государств. Под воду могут уйти такие города, как Санкт-Петербург, Нью-Йорк и Вашингтон. В то время, как одни участки суши рискуют оказаться на дне моря, другие будут страдать от жесточайшей засухи. Исчезновение грозит Азовскому и Аральскому морям и многим рекам. Также увеличится площадь пустынь. Одним из последствий этих процессов является рост числа стихийных бедствий. По данным Journal of Geophysical Research, в период с 1920 по 1970 годы в мире фиксировалось около 40 ураганов в год. Примерно с середины 1980-х годов число ураганов удвоилось.

Одним из источников глобального потепления считается повышение концентрации "парниковых" газов, то есть газов, способствующих возникновению "парникового эффекта" (свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землей). Одним из основных парниковых газов является углекислый газ. Первые замеры количества углекислого газа в атмосфере были проведены в 1760 году - до начала индустриальной революции. В 2000 году мировая промышленность выбросила в атмосферу в 6.5 раз больше углекислого газа, чем в 1900 году. По сравнению с 1760 годом концентрация углекислоты в 2000 году увеличилась на треть.

Увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа происходит по двум главным причинам: из-за уничтожения лесов (до 1.5 млрд. тонн углекислого газа ежегодно) и увеличения объемов сжигаемой нефти, газа, угля (6 млрд. тонн). В процессе сжигания угля в атмосферу выбрасывается больше углекислого газа, чем от сжигания нефти, а при сжигании нефти - больше, чем при сжигании газа.

16 февраля 2005 года официально вступит в силу Киотский протокол. Он призван регулировать процесс выбросов шести газов, которые считаются виновными в создании "парникового эффекта" (они разрушают озоновый слой и препятствуют выводу тепла из атмосферы Земли), однако протокол, в основном, касается углекислого газа и метана. Данные газы, образуются в результате процесса сгорания топлива - нефти, природного газа, каменного угля и пр., используемых электростанциями, промышленными предприятиями, автомобилями и пр.

Международный протокол, подписанный представителями 84-х государств мира в японском городе Киото в декабре 1997 года, является лишь поправкой или дополнением к более крупномасштабному документу - Рамочной конвенции ООН по изменению климата, более известной как "Саммит Земли". В свою очередь, конвенция была заключена в 1992 году в Рио-Де-Жанейро (она вступила в силу в 1994) и преследовала абсолютно те же стратегические цели, что и Киотский протокол - добиться сокращения выбросов в атмосферу газов, вызывающих "парниковый эффект" и, таким образом, способствующих процессу глобального потепления. Однако никаких точных сроков и норм в Конвенции, которую подписали 189 государств, не было предусмотрено. Киотский протокол был призван устранить это упущение и возложить на каждую страну мира свою долю ответственности за борьбу с глобальным потеплением. Главными инициаторами принятия этого соглашения были влиятельные экологические организации, Европейский Союз и ООН. Главными противниками - США, Австралия и эксперты в сфере экономики, утверждавшие, что реализация Киотского протокола может нанести колоссальный ущерб экономикам мира.

Конвенция изначально устанавливала, что основное бремя борьбы с глобальным потеплением должны нести индустриально развитые - "богатые" - страны мира. Они обязаны сократить выбросы парниковых газов до уровня 1990 года. Если "богатая" страна не в состоянии реформировать свою промышленность и энергетику достаточным образом, она может приобретать "эмиссионные квоты" у "бедных" стран. Кроме того, "богатые" страны обязаны поставлять технологии и финансировать научные исследования в сфере изменения климата, которые проводят "бедные" государства. В свою очередь, на развивающиеся, "бедные" страны не были наложены ограничения: изначально предусматривалось, что они не в состоянии самостоятельно провести столь серьезные и дорогостоящие реформы, которые могут поставить под угрозу их экономики и государственные бюджеты. Развивающимся странам также придется проводить политику по сокращению выбросов, но после 2012 года. Условия и сроки по выполнению программы развивающимися странами будут обсуждаться в 2005 году. Подобное распределение обязанностей между двумя группами государств и стало одной из трех главных причин проблем с реализацией Конвенции.

Вторая причина лежит в сфере науки. Ученые, которые доказывают, что процесс глобального потепления вызван, прежде всего, деятельностью человека и промышленной революцией, ныне составляют большинство в научном мире. Однако существует и влиятельное меньшинство (часть наиболее известных ученых, противников Киотского протокола, подписали, так называемую, Лейпцигскую декларацию) которое утверждает, что исторические данные о мировых температурах, количестве углекислоты в атмосфере, уровне мирового океана и пр. могут быть ошибочными, поскольку измерения производились несовершенными приборами, не по всему миру и т.д.

"Оппозиция" также утверждает, что на процесс глобального потепления влияют гораздо более сложные и не до конца ясные факторы, на большинство из которых человечество повлиять не в состоянии. Например, "оживший" вулкан святой Елены, расположенный в "индустриальном" штате Вашингтон (крупнейший город - Сиэттл) в день выбрасывает в атмосферу в два раза больше окислов серы, чем вся промышленность штата за год.

Проверить, какая из точек зрения является верной, ныне не представляется возможным. Поэтому государственные деятели и политики становятся на сторону одной из двух групп ученых в случае, если это отвечает их интересам. Кроме того, всеми специалистами признается, что экологический эффект, который позволит получить реализация протокола, относительно мал - реализация протокола позволит уменьшить температуру Земли на 0.15 градуса по шкале Цельсия, в то время, как расчеты показывают, что к этому сроку планета нагреется на 1.4-5.8. Сторонники протокола парируют, что это лишь прецедент в борьбе с глобальным потеплением и в дальнейшем потребуются сделать дальнейшие шаги.

Основными принципами Киотского протокола являются экономическая эффективность, экологическая целостность и содействие устойчивому развитию. Киотский протокол регулирует процесс выбросов шести газов, которые считаются виновными в создании "парникового эффекта" (они разрушают озоновый слой и препятствуют выводу тепла из атмосферы Земли). Данные газы, образуются в результате процесса сгорания топлива - нефти, природного газа, каменного угля и пр., используемых электростанциями, промышленными предприятиями, автомобилями и пр. Главное внимание в протоколе уделено углекислому газу.

Третья причина сложностей с реализацией Киотского протокола заключена в сфере технологий. Например, значительную часть выбросов углекислоты обеспечивают тепловые электростанции, находящиеся в индустриально развитых странах мира. Однако заменить их сложно: альтернативная энергетика пока не в состоянии обеспечить потребности промышленности и населения в электричестве. Атомные и гидроэлектростанци, "чистые" в терминах Киото, также не вызывают восторга у экологов. Также невероятно сложно перевести автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, обеспечивающие "львиную долю" выбросов парниковых газов, на альтернативное топливо.

Согласно протоколу, он может вступить в силу при соблюдении двух условий: во-первых, к нему должны присоединиться не менее 55-ти государств (под присоединением предусматривается ратификация протокола парламентом страны) - этот рубеж был преодолен в мае 2002 года, когда соответствующее решение принял парламент Исландии. Во-вторых, к протоколу должны присоединиться государства, которые в совокупности в 1990 году "производили" не менее 55% мировых выбросов углекислого газа. И здесь начались проблемы - к сентябрю 2004 года 124 страны ратифицировали соглашение, однако на их долю приходилось всего 44% от всех выбросов. США, на долю которых приходится 36% от общего количества выбросов, вышли из соглашения в 2001 году. То есть, судьба Киотского протокола в значительной степени стала зависеть от России, на долю которой приходится около 17% выбросов (для сравнения, на долю Японии приходится около 8.5% , Германии - 7.4%, Великобритании - 4.3%, Канады - 3.3%, Франции - 2.7%, Испании - 1.9%). После ратификации протокола Государственной Думой России планка в 55% была преодолена и конвенция получила возможность вступить в силу (по состоянию на ноябрь 2004 года, к Киотскому протоколу присоединились 127 государств, которые в 1990 году обеспечивали 61% эмиссии углекислоты). Еще 14 стран мира подписали протокол, но не ратифицировали его. Среди них Швейцария, Хорватия, Лихтенштейн и Казахстан.

Одним из нововведений протокола является возможность свободной купли-продажи эмиссионных квот. Подобные сделки могут заключаться, если страна-покупатель не может уложиться в отведенные ей квоты выбросов, а страна-продавец, наоборот, имеет "запас". Россия по этому показателю ныне считается страной-продавцом и теоретически может продавать свои квоты. По различным оценкам, стоимость тонны углекислого газа может колебаться от $30 до $80. В апреле 2001 года была совершена первая сделка такого рода: Нидерланды приобрели квоты (4 мегатонны углекислого газа) у Польши, Румынии и Чехии. О стоимости этой операции сведений не поступало.

В краткосрочной перспективе результатом Киотского соглашения может стать внедрение новых энергосберегающих технологий, а также технологий, позволяющих минимизировать количество вредных выбросов. В более долгосрочной перспективе соглашение будет способствовать переходу к использованию альтернативных источников энергии, таких как солнечная, етряная, геотермальная и т. д.

Киотское соглашение может стать переломным моментом в мировой экономической истории, став, своего рода, началом новой промышленной революции. Критики этой теории утверждают, что потери, которые понесет мировая экономика в результате реализации Киотского протокола, будут больше тех потерь, которые может понести человечество в результате глобального потепления.

      regions.ru

Самые тёплые места

Сейчас В России В мире
  • Джубга
  • Туапсе
  • Новороссийск
  • Яшкуль
  • Сочи аэропорт (Адлер)
  • 27.1
  • 26.8
  • 26.6
  • 26.1
  • 26.0

Подробнее...
  • ??? ???????
  • ???????
  • ?????
  • ????????
  • ????? ?? ???
  • 46.5
  • 43.2
  • 43.0
  • 42.8
  • 42.6

Подробнее...

Самые холодные места

Сейчас В России В мире
  • Кара-Тюрек
  • Ак-Кем
  • Тикси
  • Полярный
  • Оленья Речка
  • -13.4
  • -9.8
  • -6.0
  • -5.8
  • -5.2

Подробнее...
  • Vostok
  • Davis/AWS
  • Dome C II
  • Mid Point
  • Amundsen-Scott
  • -71.3
  • -69.4
  • -67.3
  • -58.9
  • -49.4

Подробнее...

Обратная связь

Рекомендуем посетить