На антарктической станции Восток возобновили бурение скважины

18 декабря 2017

Ученые Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Арктического и антарктического НИИ Росгидромета в субботу возобновили работы на самой глубокой в мире скважине, которая ведет к реликтовому подледниковому озеру Восток в центральной части Антарктиды, расположенном под одноименной российской станцией. Станцию Восток открыли ровно 60 лет назад, 16 декабря 1957 года, и возобновление подготовительных работ на скважине стало главным событием в день ее рождения, сообщил начальник РАЭ Александр Клепиков.

"Сегодня специалисты гляцио-бурового отряда начали подготовку к буровым работам в скважине. Бурение будет начато с отметки 3720 метров, до 6 февраля планируется пройти около 25 метров и провести исследование процессов расширения нижнего участка скважины. Эта подготовка нужна для проникновения в озеро в следующем сезоне", - рассказал Александр Клепиков.

В этом полевом сезоне исследователи выполнят две задачи - разработают технологию для нового проникновения в озеро с тем, чтобы в его воды не попали технологические жидкости, применяемые при бурении. Вторая задача - изучение кернов, полученных при бурении. "Прямо на станции ученые выполнят макроскопическое описание керна, будут измерять электропроводность льда, определят размеры его кристаллов", - отметил Александр Клепиков.

Обнаружение в Антарктиде, под мощным ледяным панцирем реликтового озера стало важным географическим открытием XXI века. Еще в советское время ученые высказали предположение о существовании озера, в 1989 году здесь начались буровые работы. 5 февраля 2012 года ученые, пробурив скважину во льду глубиной 3769 метров, достигли поверхности озера и смогли зачерпнуть оттуда воды.

По мнению Валерия Лукина, четверть века руководившего Российской антарктической экспедицией, а сейчас продолжающего работать в РАЭ в должности начальника отдела, исследование реликтового озера, лежащего под ледником на глубине почти четырех километров, позволило "разработать исследовательские технологии и компетенции в области глубинного бурения, которыми не обладает больше ни одна страна мира". "Экологически чистое вскрытие подледникового озера стало технологическим достижением российской науки", - подчеркнул Валерий Лукин. Затем была разработана технология контролируемого вскрытия озера, чтобы при замерзании вода из озера не поднималась выше 70 метров по стволу шахты.

25 января 2015 года состоялось контролируемое вскрытие озера. В нижних слоях ледяного керна сотрудники Петербургского института ядерной физики РАН (ПИЯФ) обнаружили молекулы ДНК бактерий-термофилов, средой обитания которых являются природные воды с температурой выше 60 градусов Цельсия. "Это открытие свидетельствует о возможном существовании на дне озера гидротермальных источников", - пояснил Лукин. Керны из озера Восток изучают исследователи палеоклимата, и по содержанию газов на разной глубине стремятся воссоздать процесс перемен климата на планете за миллионы лет. // ТАСС