Глобальное потепление привело к смещению магнитной оси Земли

26 апреля 2021

Таяние ледников из-за глобального потепления является одной из причин сдвига в движении полюсов, произошедшего в 1990-е годы, говорится в исследовании, опубликованном 22 марта в журнале Geophysical Research Letters. Согласно исследованию группы ученых из Американского геофизического союза, таяние ледников перераспределило количество воды, таким образом, что в середине 1990-х годов северный магнитный полюс изменил свое направление и ускорился на восток.

«Более быстрое таяние льда в условиях глобального потепления было наиболее вероятной причиной изменения направления полярного дрейфа в 1990-х годах», — сказал научный сотрудник Института географических наук и исследований природных ресурсов Китайской академии наук Шаньшань Дэн. Исследователи смогли определить причины полярного дрейфа, начиная с 2002 года, на основе данных эксперимента по восстановлению гравитации и климата (GRACE). В 2018 году с помощью двух спутников миссия собрала информацию о том, как масса распределяется по планете, измеряя неравномерные изменения силы тяжести в разных точках.

Предыдущие исследования, опубликованные по данным миссии GRACE, выявили некоторые причины более поздних изменений направления. Например, исследования показали, что более позднее перемещение Северного магнитного полюса от Канады к России вызвано такими факторами, как расплавленное железо во внешнем ядре Земли. Другие сдвиги были частично вызваны изменением запасов воды на суше, процессом, в результате которого вся вода на суше, включая замерзшую воду в ледниках и грунтовые воды, перемещается из-за таяния и откачки грунтовых вод.Авторы нового исследования считают, что потеря воды на суше способствовала сдвигам в полярном дрейфе за последние два десятилетия, изменив способ распределения массы по всему миру.

В 1995 году направление полярного дрейфа Северного магнитного полюса сместилось с юга на восток. Средняя скорость дрейфа с 1995 по 2020 год также увеличилась примерно в 17 раз по сравнению со средней скоростью, зарегистрированной с 1981 по 1995 год. Используя данные о потерях ледников и оценки откачки грунтовых вод, ученые рассчитали, как изменилась вода, хранящаяся на суше. Они обнаружили, что перемещение воды из полярных регионов является основной движущей силой полярного дрейфа, с учетом потерь воды в неполярных регионах. В совокупности вся эта потеря воды объяснила изменение полярного дрейфа на восток.

«Я думаю, что это дает интересное доказательство этому вопросу, — сказал климатолог из Цюрихского университета Винсент Хамфри. — Это говорит вам, насколько сильно это изменение массы — оно настолько велико, что может изменить ось Земли». Хамфри также отметил, что изменение земной оси недостаточно велико, чтобы оно повлияло на повседневную жизнь. По его словам, это может изменить продолжительность дня, но только на миллисекунды.