www.pogodaiklimat.ru


Российские авиакомпании не платят за погоду

15 июля 2013

Российские авиакомпании, стремясь сэкономить, отказываются от платной метеорологической информации, предоставляемой Росгидрометом. Это стало возможным после принятия Минтрансом решений, направленных на удешевление авиаперевозок и сделавших необязательной оплату услуг Росгидромета. Метеорологи бьют тревогу, ведь отказ авиакомпаний платить грозит разрушением системы метеорологического обеспечения полетов.

С принятием Минтрансом новых Федеральных авиационных правил (ФАП-128) экипажам воздушных судов стало необязательно получать сводку погоды в аэропорту вылета — они могут получать метеосводки из любого источника, который посчитают достоверным. В итоге ряд авиакомпаний предпочитает брать данные из интернета и на этом основании отказывается оплачивать услуги ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», единственного поставщика метеосводок в российских аэропортах. С 1 мая 2013 другой приказ Минтранса перевел оплату за метеосводки из категории обязательных сборов в категорию тарифов, что означает необязательность их оплаты. В результате авиакомпании начали массово отказываться от услуг ФГБУ «Авиаметтелеком».

Эта ситуация ведет к разрушению системы авиационного метеорологического обеспечения и создает прямую угрозу безопасности полетов, в июне предупредил в своем письме руководитель Росгидромета Александр Фролов министра транспорта Максима Соколова.

Кроме того, руководство Росгидромета попыталось спасти ситуацию, обратившись к международным поставщикам аэронавигационной информации SITA и Jeppessen с требованием прекратить предоставлять российским перевозчикам метеосводки в российских аэропортах, полученные от Росгидромета согласно международным соглашениям бесплатно. Авиаперевозчики расценили это как воспрепятствование их деятельности и пожаловались в Минтранс.

Как рассказал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев, с точки зрения авиаперевозчиков это выглядит как навязывание им услуги, в которой они не нуждаются. — Нам сегодня проще получать метеоинформацию от американской компании Jeppessen (является подразделением компании Boeing). — говорит Евгений Чибирев. — Этот сервис дает нам более удобную и точную информацию, и экономически нам это выгоднее. Но когда мы перестаем оплачивать услуги Росгидромета, они пытаются на нас воздействовать различными способами — начинают ограничивать время работы своих метеопунктов в аэропортах и т.п.

По оценкам экспертов, на каждый взлет воздушного судна его владелец платит за метеообеспечение от 3 тыс. до 8 тыс. рублей — в зависимости от массы самолета и аэропорта отправления. В год это выливается для российских авиакомпаний в суммы от 50 млн до 200 млн рублей. По данным Счетной палаты, доля расходов за метеообеспечение в себестоимости авиаперевозок составляет 0,36%.

ФГБУ «Авиаметтелеком» является оператором 270 метеостанций и единственным поставщиком специализированной метеоинформации. Организация ведет метеообеспечение 200 российских аэропортов от Москвы и Санкт-Петербурга до Камчатки и Чукотки. При этом «Авиаметтелеком» не получает бюджетного финансирования на авиационное метеообеспечение и фактически находится на самоокупаемости. При необходимом объеме финансирования примерно в 2 млрд рублей из бюджета перечисляется всего 5% этой суммы в рамках оплаты за госзаказ по организации и осуществлению функций отраслевого центра телекоммуникаций.

Наши авиакомпании, покупающие информацию у SITA и Jeppessen, не учитывают, что эти операторы не имеют своей сети метеостанций в России и потому пользуются данными, предоставляемыми Росгидрометом в рамках международных соглашений, рассказала гендиректор ФГБУ «Авиаметтелеком» Марина Петрова.

— Проблема, на мой взгляд, кроется в слабости нормативно-правовых документов Минприроды и Минтранса, уточняет Петрова. — А также в нежелании ведомств конструктивно договариваться. Минтранс лоббирует коммерческие интересы авиакомпаний, Минприроды не успевает за реализацией 83-ФЗ в части авиаметобеспечения как платной госуслуги.

По словам Петровой, недоговоренности чиновников создают опасную для безопасности полетов ситуацию. Так, например, отказ авиакомпаний «Россия», «Уральские авиалинии» и ОАО «Полет» оплачивать аэропортовый сбор за метеообеспечение привел к потере 10% доходов «Авиаметтелекома». Как следствие, Росгидромет планирует ввести сокращенный регламент работы авиационных метеостанций гражданского назначения (АМСГ) в аэропортах Калининграда, Мурманска, Архангельска, Сыктывкара, Пскова, Петрозаводска и Воронежа с 1 августа 2013 года.

Такие ограничения, в свою очередь, не нравятся авиаперевозчикам. По мнению замгендиректора компании «Уральские авиалинии» Владимира Чикилева, такое сокращение режима работы является нарушением как Федеральных авиационных правил (ФАП), так и ряда международных договоренностей, согласно которым Россия обязана предоставлять эту информацию в международные информационные центры.

— Метеорологическое обеспечение является частью обязанностей государства по предоставлению инфраструктуры воздушного движения, — напоминает Владимир Чикилев.

Отраслевые эксперты поддерживают позицию авиаперевозчиков. По мнению главного редактора отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, у авиакомпаний должна быть возможность выбора, откуда получать метеоинформацию.

— Если сохранение существующей системы метеоизмерений так важно, то этим должно заниматься государство, — говорит эксперт. — В США, к примеру, вся метеоинформация производится в рамках заказа министерства обороны и оплачивается из государственного бюджета, а гражданской авиации предоставляется бесплатно. Известия

Автор комментария: синоптик
а кто определит должны ли получать зарплату синоптики и техники АМСГ, или должны бесплатно предоставлять сводки своих аэропортов? Пилоты и диспетчера за деньги работают! А мы обслуживаем их информацией бесплатно....
Комментировать метеоновости могут только зарегистрированные пользователи. Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.