Обнаружен новый опаснейший парниковый газ

11 декабря 2013

Новый парниковый газ, который влияет на глобальное потепление в 7 тыс. раз мощнее, чем CO2, был обнаружен исследователями в Торонто, пишет The Guardian. Исследуемый газ перфтортрибутиламин (PFTBA) использовался в электрической промышленности с середины ХХ века.

Химикат, не встречающийся в природе, бьет все рекорды по потенциальному воздействию на климат, говорят ученые химического департамента Университета Торонто. «Мы утверждаем, что PFTBA имеет самый высокий коэффициент радиационной активности, чем любая молекула, обнаруженная в атмосфере на сегодняшний день», - говорить Анджела Хонг, один из соавторов исследования.

Исследование, опубликованное в журнале Geophysical Research Letters, показывает, что PFTBA прогрел Землю в 7100 раз мощнее, чем CO2 за последние 100 лет. Концентрация PFTBA в атмосфере низкая - 0,18 частей на триллион в районе Торонто, при этом 400 частей на миллион углекислого газа, так что PFTBA ни в коей мере не вытесняет сжигание нефти и угля как основных движущих сил для изменения климата.

Дрю Шинделл, климатолог Института Годдарда НАСА, убежден: «Мы предупреждены, что этот газ может очень влиять на изменение климата. Пока что его не так много, так что волноваться не о чем, однако мы должны быть уверены, что его концентрация не будет расти и не станет главным фактором глобального потепления».

По его словам, недавние исследования обратили внимание также на ряд других малоизвестных парниковых газов, которые могут сильно «согреть» одну молекулу, но вряд ли повлияют на атмосферу. Однако PFTBA является «долгожителем». Ученые из Торонто установили, что он может оставаться в атмосфере до 500 лет и, в отличие от углекислого газа, у этого вещества нет «естественных поглотителей» таких, как леса и океаны.

PFTBA с середины ХХ века применялся в электрооборудовании, например в транзисторах и конденсаторах. Однако ученым неизвестно, насколько широко он используется сегодня. Он относится к целому классу химических веществ, используемых в промышленности, влияние которых на атмосферу остается невыясненным.